Всем доброго дня,
по результатам анализа законодательства выяснила следующее (возможно что в чем-то я повторяюсь, если это уже где-то на форуме обсуждалось, возможно, что в чем-то не права - поправьте меня, если это не так):
1. Территория Подушкинского леса отнесена к особо охраняемой природной территории. Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 10.04.2008 № 26/23 утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории местного значения – природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес». Согласно Паспорту к запрещенным на территории Подушкинского леса видам деятельности относится разведение костров вне отведенных для этого мест (раздел «Б» п. 7 Паспорта).
Таким образом, разведение костров в принципе запрещено на территории Подушкинского лесопарка.
2. Кроме того, в лесах, независимо от их статуса, действуют определенные правила противопожарной безопасности запрещающие разводить костры с нарушением установленных норм.
В соответствие с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (п. 8 раздел II) в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления.
Естественно что указанные выше правила разведения костра никто не соблюдает, то есть нарушение налицо.
3. Таким образом, мы имеем нарушение как законодательства об особо охраняемых природных территориях, так и нарушение законодательства о противопожарной безопасности. В КоАП РФ за данные нарушения установлены разные составы.
За нарушение режима особо охраняемых природных территорий ст. 8.39 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.
За нарушение правил пожарной безопасности в лесах ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей. При этом нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
4. Дела по ст. 8.39 КоАП рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический контроль. Дела по ст. 8.32 КоАП рассматривают должностные лица органов, осуществляющих лесной контроль и надзор, а также пожарный надзор. Протоколы об административных нарушениях составляют указанные лица, а также сотрудники органов внутренних дел.
Таким образом, основными контролирующими органами по данным правонарушениям являются органы лесного надзора и пожарные. Милиция, насколько я понимаю, вправе составить протокол, но не оштрафовать. Возможно как раз этим и объясняется их апатичное отношение к сообщениям о разведении костров.
5. Из вышеизложенного могу заключить, что вопрос требует комплексного решения. Как видно, по закону полномочия есть у лесников и пожарных, но вряд ли они будут выезжать по каждому вызову активных граждан в лес. Где-то я читала, что лесник вообще чуть ли не один на весь лес, конечно, в нашем лесопарке он дневать и ночевать не будет. Милиция в принципе обязана реагировать и через раз реагирует, но поскольку штрафы собирать не вправе, особой заинтересованности видимо также не имеет.
6. Какие в связи с этим предложения:
1) Принимая во внимание, что на уровне закона запрет костров на территории Подушкинского лесопарка уже установлен. Распространить данный запрет на использование в Подушкинском лесу мангалов кроме специально отведенных мест.
2) Разместить на входе по периметру парка, а также на ближайшей территории ко входу информационные таблички (щиты) с указанием, что разведение костров в парке в принципе запрещено, а мангалы можно использовать только в специально отведенных местах с указанием размера штрафов за данные нарушения.
3) Организовать специально отведенные для мангальщиков места. Полностью поддерживаю предложение, что такие места должны быть организованы как можно дальше от жилых домов. И двести метров здесь совершенно недостаточно, боюсь, что и 500 м. будет мало, ведь ветер разносит дым достаточно далеко. В этой связи вопрос к уважаемому модератору: по имеющемуся плану лесопарка должны быть оборудованы специальные досуговые (рекреационные) места - в северной части 4 или 5 и в восточной где-то также. На каком расстоянии данные места находятся от жилых домов ? По карте я честно говоря не совсем поняла.
На мой взгляд, для мангалщиков лучше организовать места в той половине парка, что ближе к жд станции, поскольку: а) как правильно заметили к такому месту по асфальтированной дороге сможет подъехать пожарная машина без проблем б) данная часть парка находится на достаточном удалении от микрорайона и не будет причинять вреда тем, кто гуляет по парку. Сейчас же ситуация как выглядит: каждые рабочие дни после 18.00 и в выходные уже после обеда вся асфальтовая дорога в той части что возле микрорайона и вся наша единственная в лесу детская площадка!!! находится в облаке дыма. Не буду повторяться что этот дым канцерогенен, но сердце просто разрывается за наших малышей, которые играют в этом дыму. Ведь чего только там они не надыщатся.
4) Обеспечить реальное выполнение ответственными госорганами норм законодательства - иными словами, чтобы начали активно штрафовать нарушителей, чтобы постепенно приучить к тому, чтобы не разжигать костры, а мангалы использовать в специально отведенных местах без вреда для окружающих и леса. Для этого предлагаю, во-первых, периодически напоминать коллективными письмами в адрес соответствующих госорганов о происходящих массовых правонарушениях, во-вторых, обратиться с коллективной просьбой в милицию осуществлять патрулирование территории лесопарка, примыкающей к жилым домам, в выходные дни после 15.00 и в рабочие после 18.00. Как альтернативный вариант - организация службы безопасности леса (один, два сотрудника обеспечивающие правопорядок в парке в тесном контакте с милицией). Финансирование можно попробовать запросить частично у областной/городской администрации, также возможны добровольные пожертвования граждан.