В пятницу, 22 октября, в оранжевом корпусе СОШ №17 состоялась рабочая встреча Главы Одинцовского района Андрея Иванова с родителями учащихся школы Новой Трехгорки. Поводом послужила критическая ситуация, связанная с массовым увольнением педагогов, острейшей нехваткой учителей-предметников и как следствие – резким снижением качества образования в вышеупомянутом учебном заведении. На встречу с родительским активом вместе с Андреем Ивановым прибыли ответственные лица - начальник районного Департамента образования Ольга Ткачева, Олег Дмитриев - заместитель Главы района, курирующий сферу образования, а также представители Совета депутатов городского округа. По традиции нашего портала, мы отойдем от строгого цитирования и протокольного изложения мероприятия. Расскажем о том, что осталось «за кадром» этой встречи и том, что не прозвучало, но носилось (и носится) в воздухе😊"Рабочая. Экстренная"О том, что встреча Главы района, администрации школы с родительской общественностью будет жаркой и далекой от протокола, было понятно еще с первых минут мероприятия: начиная встречу, Андрей Иванов предложил выступить с докладом начальнику Департамента образования Ольге Ткачевой. Однако родители не пожелали «по второму кругу» смотреть слайды об итогах успешной реорганизации школы, а предложили ей от общих слов перейти к ответам на конкретные вопросы, связанные с массовым увольнением педагогов. Бедную женщину было даже немного жаль: по существу родительского негодования ответить ей было нечего, и вообще казалось, что чиновница не в курсе катастрофических масштабов происходящего. Поэтому Глава вызвал держать ответ перед аудиторией самого «ответственного» человека - директора школы №17 Светлану Просникову. Десятки родительских глаз впились в нее, подмечая каждое сказанное слово и выражение лица. Лицо ее, по привычке, ничего не выражало, а шаблонные фразы оправдания вызвали крайнее недовольство родителей. Монолог директора заглушился потоком вопросов и претензий из зала.
Отвечая на вопросы родителей, казалось, что Директор школы сейчас не с нами, а мысленно все еще на отдыхе в Турции, откуда она вернулась буквально на днях (по утверждению информированных источников). Хотя, многим непонятно – как ответственное лицо может позволить себе отдых на куроротах в середине учебного года, когда вверенная ей «изба горит»!? Насколько это этично?
В ответ на многочисленные упреки и конкретные вопросы из зала Светлана Просникова пыталась убедить Главу и родителей, что ее личной вины в массовых увольнениях нет никакой: мол, во всем виноваты большие зарплаты в московских школах, туда и ушли педагоги, соблазнившись длинным рублем. Не скажу за остальных, но у меня создалось впечатление, что из речи директора как бы следовало, что «ушли – ну, и ушли, других найдем, - вон, из Можайска и Тамбова молодые специалисты на работу подтягиваются». Оклад у них, правда, мизерный, зато служебные квартиры предлагаются. А во всем остальном – «школа ведет непрестанную работу по комплектованию кадров и повышению квалификации педагогов»… Да, молодые педагоги, приходящие в школу работать на начальную ставку 14.600 рублей – это, конечно, спасение для нашей школы
Вообще, как мне кажется, невнятные женщины во власти – это большая беда нашего Одинцовского района
: высокие должности занимают, проблемы создают, а как держать ответ – причем, ответ конкретный, так вместо объяснений – какое-то невнятное лепетанье
.
Из зала посыпались нелицеприятные вопросы от родителей, жесткие упреки в адрес администрации школы №17 и обвинения в сложившейся ситуации: почему директор школы не приложила никаких усилий к сохранению педагогов и сильных предметников в школе? Почему из-за сложившейся ситуации страдают ученики, к которым на замены выпадающих уроков приходят «непрофильные работники», а то и вовсе – старшеклассники?
Почему из-за отмены уроков и резкого снижения качества образования родители вынуждены тратить немалые деньги на оплату репетиторов, чтобы подтягивать те знания, которые положены по школьной программе? Главный вопрос – ПОЧЕМУ директор допустила массовое увольнение педагогов?
Экскурс в недалекую историю: Еще два года назад, когда в общеобразовательную школу №17 после череды «временно исполняющих обязанности» назначили нового директора – Светлану Просникову, казалось, что крупнейшая в Одинцовском городском округе школа с углубленным изучением отдельных предметов станет флагманом системы общего среднего образования. Почти год родители видели активность нового директора: она проводила отчетные собрания, оперативно реагировала в соцсетях на запросы и вопросы родителей, систематически уверяла, что прилагает все усилия к полному укомплектованию штата педагогического состава. Поначалу все так и было, Светлана Просникова активно привлекала в школу «своих» педагогов, и педагогов, скажем прямо, весьма неплохих. Казалось, что формируется новый штат, который вместе с уже имеющимся, закроет все объективные потребности в квалифицированных педагогах. Однако, в кулуарах школы есть четкое мнение, что уход учителей в сентябре октябре текущего учебного года – это своеобразный протест педагогов против внутренней политики и весьма странного, порой субъективного (как утверждают некоторые участники этого процесса) начисления заработной платы в СОШ №17, - всего того, к чему директор школы имеет самое непосредственное отношение.
«Беспокойное хозяйство» Весной этого года стало известно о грядущей реорганизации – по инициативе Губернатора Московской области Андрея Воробьева. В результате этого процесса крупнейшая по численности СОШ №17 превратилась в огромного, малоуправляемого гиганта. Помимо введенного в эксплуатацию Сколковского корпуса, вошедшего в состав 17-й школы, к ней присоединили 16-ю школу, а также детские сады Новой и Старой Трехгорки. В сентябре текущего года на общешкольном собрании Светлана Просникова рапортовала родительской общественности об успешных итогах реорганизации, но уже тогда было ясно – система дала серьёзный сбой, и замечательные по цифрам рапорты администрации школы имеют мало общего с суровой реальностью. В ходе реорганизации из 18 замов директора осталось 9, что совсем не много, из расчета на фактическое количество учащихся (при проектной мощности школы, рассчитанной на 3150 учеников, сегодня в ней обучается уже 4007 человек).
Родительские чаты кипели от возмущения: к началу текущего учебного года из школы массово уволилось 32 педагога, к концу октября стены школы покинули еще порядка 10 человек. По другим данным, с момента прихода на должность нового директора уволилось не менее 70 педагогов (!), многие из которых работали в ней с первых дней ее основания. Из школы ушли не только сильные учителя-предметники, - без своих классных руководителей почти в самой середине года неожиданно остались многие классы! Таким образом, текучка кадров составила 25%! – эта цифра вызвала удивление даже у Главы района: «Не стоит все сваливать на высокие московские зарплаты: у нас есть еще Зареченская школа, она еще ближе к Москве, но там такой текучки нет», - справедливо возразил Андрей Иванов.
В рамках подготовки данного материала мы поговорили с разными источниками, чтобы глубже разобраться в сложившейся ситуации. И все опрошенные нами люди, работающие в школе, выразили мнение, что при нынешнем директоре зародилась и набрала обороты «война кланов»: одних, так называемых «поляковских», работавших в школе с первых дней ее основания при директоре Полякове, стали теснить «просниковские». Знала ли об этом сама директор? – Наверняка, да. Неожиданно своих должностей лишились некоторые замы директора, на их место взяли новых, «со стороны». На наш взгляд родителей, эти «подвижки» тоже выглядели довольно странно: учителей, которые учили наших детей в прошлом году, вдруг в начале этого года перекинули на другие классы. Поползли слухи: мол, новые учителя, пришедшие в школу, полагают, что могут позволить себе выбирать «сильные классы». Это, разумеется, не могло устроить родителей, да и самих учителей, ведь дети – это не мясо на прилавке, чтоб капризный «покупатель» выбирал то, что получше! Кажется разумным и правильным, чтобы учителя, приходящие в школу, брали «свободные» классы, работали бы с детьми, доказывая на деле свои педагогические таланты. Чтобы «с нуля» завоевывали любовь детей и уважение родителей, а не приходили «на все готовенькое», забирая детей, в которых кто-то до них уже «вложил душу».
«Где деньги, Зин!?»Но вернемся к нашему собранию. На выступлении директора школы казалось, что она сейчас не с нами, а мысленно все еще на отдыхе в Турции, откуда она вернулась буквально накануне собрания (по утверждению информированных источников). Словно не замечая выкрики из зала и негодование родителей, она продолжала вещать о цифрах, судя по которым во вверенной ей школе все в порядке: «В начале сентября у нас не хватало 12 учителей, настоящее время имеется всего пять незакрытых вакансий – на 179 работающих педагогов».
И все-таки, главный вопрос: ПОЧЕМУ именно с приходом на должность нового директора, у учителей резко сократились зарплаты? Почему не выплачиваются положенные надбавки, в том числе – стимулирующие и за выслугу лет? Как могло получиться, что у учителей, которые четыре-пять лет назад пришли работать в нашу школу, на сегодняшний день зарплаты удивительным образом уменьшились на 20.000 рублей? Почему при прошлом директоре Полякове в бюджете школы находились деньги на премии педагогам – и ко Дню учителя, и на 8 марта, а при нынешнем директоре не то, что премий нет – странным образом уменьшились сами зарплаты? А чтобы не было лишних вопросов – учителям в сентябре вообще не выдали расчетные листки, - мол, учетчица болеет. А кроме нее – некому?
Поэтому многие учителя, увидев на своих банковских карточках поступившие сентябрьские зарплаты, прослезились. И уволились: кто-то ушел – по сути, на улицу, а другие – перешли в одну из московских школ на Филях, разом закрыв все существующие там кадровые вакансии
. И совершенно очевидно, что этот массовый уход учителей – не случайность, а закономерный итог совершенно безграмотной административно-управленческой работы в школе. Для нас, родителей, важна не отчетная показуха в соцсетях, и не красочные диаграммы – на общешкольных родительских собраниях, а достойное качество образования детей в нашей школе. Чтобы не было кадровой чехарды, и чтобы классные руководители не уходили в середине учебного года, чтобы сохранялись квалифицированные педагогические кадры. А для этого – помимо зарплаты, нужен хороший микроклимат в самом педагогическом коллективе, равноправие и взаимное уважение.
Или такой вопрос: в начале года мы, родители, воспользовались своим правом и зарегистрировали детей для занятия в кружках и секциях (по одной - на выбор), оплата за занятия которых происходит по Сертификату, т.е. оплачивается из бюджета Московской области - по заявлению на Госуслугах. Однако, занятия не во всех из них начаты (например, кружок "Мир мультимедиа"). Администрация ссылается якобы на болезнь преподавателя (два месяца?). А оплата за каждого из записанных в этот кружок учащихся уже наверняка поступила из регионального бюджета на расчетный счет школы. По факту, деньги перечислены, а образовательная услуга - не оказана. Получается, незаконное обогащение.
Непонятно также: если в ходе реорганизации был сокращен ряд должностей заместителей директора школы (с 18 до 9-ти), то, соответственно, должен был вырасти фонд заработной платы, - эти деньги также могли бы быть направлены на решение проблем по стимулированию труда педагогов. Кроме того, школа №17 активно сдает в аренду школьные помещения и спортивные залы – под коммерческие тренировки и занятия, и некоторые арендаторы, хвастаясь тесной дружбой с директором, настолько обнаглели, что относятся к школьным залам – как к своим собственным, решая, кому из школьников ходить на тренировки, а кому – путь заказан. Так что деньги от занятия коммерческой деятельностью в бюджете школы есть, и поступают они туда – регулярно. Но вот где они оседают и на что идут – большой вопрос, в котором, надеемся, будет интересно разобраться Контрольно-ревизионному управлению Администрации Одинцовского городского округа. По просьбе родителей, такое поручение по итогам встречи обещал дать своим подчиненным Глава района Андрей Иванов.
УчителяЗа последние два года положение учителей в нашей школе действительно ухудшилось: зарплата уменьшилась, нагрузка на учителей (помимо самого классного руководства) увеличилась в разы, а нормальных условий труда (и отдыха) так и не было создано. В третьем (сколковском) корпусе, первый этаж школы высокопоставленные чиновники отдают под детский сад (компенсируя острую нехватку мест для дошкольников, возникшую в результате собственной «слабины» в отношениях с застройщиком). «Началке» предложено перебраться этажом выше. Называется, в тесноте, но не в обиде?
В нашей переполненной школе нередко можно видеть картину, когда учителя на переменах сидят или стоят рядом с подоконником, на котором проверяют тетради. Почему не в учительских? – да потому, что их НЕТ! Директору неоднократно поступали предложения создать в школьных рекреациях зоны отдыха, где ученики и учителя могли бы в свободное от уроков время присесть, чтобы проверить те же тетради, отдохнуть, пообщаться на переменах. Во многих школах есть зеленые зоны с цветами, зооуголки, диванчики и даже ковровые покрытия. Но в нашей школе это предложение до сих пор не получило своей реализации, к сожалению.
Совершенно обоснованное недовольство вызывают и критерии оценки качества труда самих педагогов: сегодня в подмосковном регионе действует система, при которой профессионализм и качество работы учителей напрямую зависят от того, насколько активно их ученики участвуют во всяких он-лайн конкурсах и олимпиадах, а также конкурсов «личностного роста», на которых самим учителям нужно во всей красе, песнями-плясками показывать свою творческую составляющую (вместо педагогической). А что до самих олимпиад - ни для кого не секрет, что эти задания выполняются не на уроках, а дома, и чаще всего – не учениками, а их родителями….И это по сути оценка знаний родителей, а не детей…
Понятно, что после массового ухода педагогов, несогласных с политикой нового директора, в школе остались работать только самые стойкие, по сути – альтруисты. Те, для которых результаты своего труда в виде полученных учениками знаний все еще важнее денег…Поэтому после уроков они СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО дополнительно занимаются со своими учениками. Таких учителей пофамильно все мы, родители, хорошо знаем, и в обиду их – не дадим! Трехгорка своих – не бросает! – это знаем мы, это знает Глава. А остальные, мы надеемся, сделают из этого утверждения соответствующие выводы.
Совершенно очевидно, что система оплаты труда учителей требует срочного пересмотра на региональном уровне, чтобы сделать оценку труда педагогов более объективной, а саму систему внутреннего премирования сотрудников школ московской области – более прозрачной. Чтобы в итоге премия самих директоров школ напрямую зависела от таких показателей, как укомплектованность штата и текучка кадров, от степени материально-технического оснащения школы и комфортности пребывания в ней (организация труда и отдыха педагогов и учащихся). Чтобы в школах не создавалось «конкурентных преимуществ» отдельным педагогам, приходящим на работу по приглашению дирекции. Если нужно – давайте создадим рабочую группу и подготовим письмо с конкретными предложениями о внесении изменений в систему оценки и оплаты труда педагогов в Департамент образования Московской области – на имя Губернатора Андрея Воробьева.
От редакции: Отдельных слов оценки (уж, простите😊) заслуживает наш Глава района Андрей Иванов. Я лично знаю его очень давно, и могу утверждать, что далеко не всегда мы, жители Трехгорки, испытывали к нему столь откровенную симпатию😊 Но в данном вопросе мнение редакции совпадает с мнением подавляющего большинства родителей: Глава района на собрании с первых минут встречи расположил к себе аудиторию, вел собрание четко, по существу, слушал и слышал настроение и чаяния присутствующих, чем, безусловно, завоевал наше доверие. Было понятно, что Глава настроен разобраться в вопросе: он объективно оценивал ситуацию, приводил аргументированные доводы, с которым обе стороны были согласны. Он без лишнего популизма, четко, по существу, провел эту встречу, - таким и должен быть настоящий Третейский судья. Он внимательно выслушивал обе конфликтующие стороны, попутно делая заметки в своем блокноте, которые по итогам собрания вылились в Поручения, которые он обещал дать своим подчиненным. Местами Глава был прямолинеен, местами – саркастичен, но на этой встрече он был ВЕЛИКОЛЕПЕН, - мы это оценили😊
При подготовке данной публикации мы специально взяли недельную паузу, чтобы без спешки, объективно оценить развитие событий в школе – с учетом поручений, данных Главой. Как поведет себя директор в ситуации, когда в каждом из подчиненных можно теперь заподозрить «друга жителей Трехгорки» и «инсайдера», не последуют ли репрессивные и карательные меры? - В случае с Трехгоркой это было бы самой фальной ошибкой какого бы то ни было руководителя: наш микрорайон по сути – большая деревня, где люди умеют сплотиться и сообща решать самые трудные проблемы, где каждый друг другу – больше, чем просто сосед😊.
Это знаем мы. Это знает Глава. В заключение еще раз подчеркнем:
у нас, родителей учащихся 17-й школы, как не было, так и нет намерения во что бы то ни стало убрать директора школы, - ничего личного. Мы лишь просим.. - хотя нет, ТРЕБУЕМ – уважать нас, родителей, и педагогов, которые КАЧЕСТВЕННО обучают наших детей, вне зависимости от степени «близости к Телу». Мы хотим стабильности и гарантированной защищенности Законом всех людей – детей и взрослых, родителей и учителей, - в праве на получение качественного образования в СОШ №17, на основании требований Закона «Об образовании..» и соблюдении норм Трудового Кодекса. И в этой части каждому будет дана справедливая оценка обществом – по итогам решения данной проблемы.